Памятка
для учащихся, решающих познавательные задачи.
1. Внимательно прочтите
условие задачи и запомните вопросы к ней.
2. Начните обдумывать
данные в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос.
3. Если в условии не
хватает, каких – либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и
подумайте, что из этих знаний может помочь решению.
4. Свое решение обязательно
докажите. Если из этих условия задачи – следует несколько выводов, каждый из
них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить
доказательство.
5. Проверьте, является ли
ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ. Нет ли
лишнего, не относящегося к вопросу задачи.
6. Еще раз проверьте, нет
ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы
учли.
7. Проверьте, все ли вы
возможные выводы по существу вопросы задачи вы сделали и доказали.
8. Подумайте, не
противоречат ли друг другу данные условия задачи, не помогают ли одни данные
понять значение других данных того же условия.
Основные
звенья в работе по освоению содержанию текста.
1. Мысленно уяснить
значение каждого слова, словосочетания и предложения с целью ограничения
понятного от малопонятного и непонятного. Использовать
для этого вопросы. Что это значит? Как это понимать?
2. Выявив новое,
неизвестное, непонятное или малопонятное, выяснить с помощью словарей и
справочников его смысловое значение.
3. Найти в тексте ключевые
слова, словосочетания, предложения или отдельные их части и с их помощью
уяснить основную мысль, объединяющую группу предложений в единое целое, т.е. в
сложное синтаксическое целое.
4. Рассматривать сложное
синтаксическое целое в двух планах:
а) в плане выделения темы (О чём говорится? Что доказывается?);
б) в плане конкретного раскрытия темы (Что об этом говорится? Как доказывается?)
5. На основе анализа
сложных синтаксических целых выделить главную мысль (идею) объединяющую их в
целостное образование, и установить, таким образом, имеющуюся между ними
внутреннюю связь.
6. Путем постановки
вопросов: Почему? С какой целью? Чем объяснить? Чем вызвано? К чему привело? К
чему могло бы привести? Что было бы, если ….? Каково значение? Вести мысленный
диалог с текстом.