Памятка для учащихся, решающих познавательные задачи.

1.     Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к ней.

2.     Начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос.

3.     Если в условии не хватает, каких – либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.

4.     Свое решение обязательно докажите. Если из этих условия задачи – следует несколько выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.

5.     Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ. Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи.

6.     Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли.

7.     Проверьте, все ли вы возможные выводы по существу вопросы задачи вы сделали и доказали.

8.     Подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.

Основные звенья в работе по освоению содержанию текста.

1.     Мысленно уяснить значение каждого слова, словосочетания и предложения с целью ограничения понятного от малопонятного и непонятного. Использовать для этого вопросы. Что это значит? Как это понимать?

2.     Выявив новое, неизвестное, непонятное или малопонятное, выяснить с помощью словарей и справочников его смысловое значение.

3.     Найти в тексте ключевые слова, словосочетания, предложения или отдельные их части и с их помощью уяснить основную мысль, объединяющую группу предложений в единое целое, т.е. в сложное синтаксическое целое.

4.     Рассматривать сложное синтаксическое целое в двух планах:
а) в плане выделения темы (О чём говорится? Что доказывается?);
б) в плане конкретного раскрытия темы (Что об этом говорится? Как доказывается?)

5.     На основе анализа сложных синтаксических целых выделить главную мысль (идею) объединяющую их в целостное образование, и установить, таким образом, имеющуюся между ними внутреннюю связь.

6.     Путем постановки вопросов: Почему? С какой целью? Чем объяснить? Чем вызвано? К чему привело? К чему могло бы привести? Что было бы, если ….? Каково значение? Вести мысленный диалог с текстом.