A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Куткова Нина Савельевна окончила Гомельское музыкально-педагогическое училище и Мозырский пединститут. Начинала работу в г. Рогачёве, затем работала в СШ №6, в гимназии с 1985 года работала учителем начальных классов, с января 1997 года – заместитель директора гимназии.

Трудолюбивый человек будет иметь успех там, где ленивый гений может ничего не добиться. (Гленн Сиборг.)

– Не сожалеете ли о том, что после перехода на должность заместителя директора перестали работать в начальных классах?

– Сначала очень скучала по своим ученикам, потом привыкла. С учениками 5-7 классов работать тоже интересно. Кроме того, увлеклась биологией и теперь с радостью преподаю этот предмет, и мои ученики уже добились определённых успехов на олимпиадах.

– Как Вы относитесь к разговорам о том, что некоторые учителя используют для своих личных нужд помощь родителей учащихся?

– Когда работала учителем начальных классов, порой приходилось просить родителей помочь в озеленении класса, сборке мебели и т.д. Просить помощи лично для себя – это значит быть обязанным данному человеку, а я люблю быть независимой.

– Ваши сын и дочь не избрали профессию учителя. Почему?

– С одной стороны – мне этого не хотелось, а с другой стороны, видя изнанку профессии и мою постоянную занятость, – дети сами выбрали себе другой путь. Дочь стала программистом, сын – электромонтёром.

– Не кажется ли Вам, что учителя начальных классов гимназии иногда оказываются обойдёнными даже такой минимальной наградой как грамота?

– Для учеников старших классов проходит больше различных конкурсов и олимпиад, соответственно, и у их учителей больше шансов отличиться. Но я бы не сказала, что учителя начальной школы обойдены вниманием. Все, кто хорошо работает, получают поощрения.

– Правильно ли то, что некоторые учителя начальных классов ведут уроки физической культуры?

– Каждое дело должен выполнять профессионал. Предмет «Физическая культура и здоровье» требует специальных знаний и умений. Поэтому лучше, если его преподаёт специалист.

– Ученика не подготовишь к олимпиаде, если не потратишь много времени на дополнительные занятия, т.е. без «скрытой перегрузки» не обойтись. Цель оправдывает средства?

– Как правило, к олимпиаде готовят способных детей, которым самим интересно заниматься данным предметом. В силу своего характера такой ученик всё равно будет тратить своё время на какие-то познавательные проекты. Так лучше пусть использует свой потенциал с пользой и готовится к олимпиаде. При такой работе растёт ученик, растёт и учитель.

– Надо ли заставлять учителя, и так добивающегося отличных результатов в своей работе, переходить на новомодные технологии?

– Учитель должен всегда учиться сам. Поэтому, если не всю технологию, то какие-то приёмы её полезно освоить даже опытному учителю.

– В последнее время появилась тенденция на научно-практические конференции для старшеклассников (в том числе и на областные) посылать учеников начальных классов. Порой жюри это умиляет и претендентам дают дипломы. Я считаю это недопустимым. Если ввязался во «взрослую игру», то и соответствуй. Скажем, на спортивных соревнованиях никто не обращает внимания на возраст спортсмена. Главное – результат. А Вы как считаете?

– Конференции для учеников начальных классов впервые проведены только в прошлом учебном году. До этого участие младших школьников в исследовательской деятельности проводилось исключительно по инициативе учителей. Я согласна с тем, что предлагаемое исследование должно соответствовать определённому уровню и возраст исследователя при оценке работы не должен приниматься во внимание.

– Чтобы принять участие в театральном конкурсе, учителю начальных классов надо стать и драматургом, и режиссёром, и костюмером, и музыкальным редактором, потратить год на подготовку. Как результат – только если получит Диплом I – выделят премию 200 тысяч рублей. Это справедливо?

– Конечно, такое материальное поощрение недостаточное. Но надо видеть с каким воодушевлением и энтузиазмом дети играют на сцене. Творческое развитие ребёнка в данном случае является главной наградой педагогу.

– Если бы я была министром образования, то…– Совершенно не претендую на это кресло. А если серьёзно, то вопросов, на которые надо обратить внимание так много, что трудно выделить главное.

Г.КАПЕЦКАЯ, учитель гимназии.