A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Ирина Михайловна Рогова  окончила Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины, специальность - деятельность практического психолога. Квалификационная категория - высшая.Работает в ГУО "Гимназия г.Светлогорска" с 1999г. Регулярно принимает участие в районных и областных научно-практических конференциях учащихся, в областной  олимпиаде по основам педагогики и психологии. Активно участвует в разнообразных конкурсах, семинарах, конференциях, фестивалях, выставках по психологии.  Неоднократно печаталась в республиканском педагогическом журнале "Народная асвета", в российском журнале "Школьный психолог".

-Ирина Михайловна, чем Вас привлекает Ваша профессия?

Для того, чтобы качественно оказать психологическую помощь и не навредить людям, необходимо постоянно заниматься самообразованием, переворачивать огромное количество литературы. Это ежедневный работа над внутренним состоянием личности, поскольку помощь может оказать только тот психолог, который умеет прорабатывать собственные проблемы. Я думаю, что ежедневное общение с людьми, стремление поделиться с ними своими знаниями в большей степени  привлекает меня в профессии.

-Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать психологом?

Обязательно необходимо обладать хорошо развитым эмоциональным интеллектом. А в общем, как и в любой профессии, необходим следующий набор качеств: ответственность, доброта, терпимость, стремление развиваться интеллектуально, трудолюбие и толерантность.

-Как дети воспринимают школьного психолога? Они обращаются к вам со своими проблемами?

Для того, чтобы дети доверяли психологу и обращались к нему за помощью, необходимо понимать причины разнообразных психических состояний, в которых они могут находиться. Учащиеся нашей гимназии интересуются разнообразными сферами  жизни, постоянно занимаются самообразованием, участвуют в разнообразных конкурсах и олимпиадах. Поэтому они хотят поделиться своими проблемами с грамотным человеком, который  сможет их чем-то увлечь, оправдает доверие, поможет посмотреть на ситуацию с неожиданной стороны. Кто-то из учащихся приходит в мой кабинет самостоятельно, кого-то приводят родители - все зависит от определенной ситуации. Хочу сказать, что работа с каждым ребенком складывается индивидуально.

-Есть гарантия, что содержание беседы с ребенком останется втайне?

В Законе РБ "Об оказании психологической помощи" говорится,  что одним из важнейших условий работы психолога с любым клиентом является соблюдение конфиденциальности. Но иногда существуют исключения, когда информация, полученная от ребенка, требует более широкой сферы действия. В частности, психологи обязаны информировать законных представителей несовершеннолетних о существующих угрозах суицида со стороны ребенка, или же если ситуация в семье несет непосредственную угрозу для ребенка,  требует срочного вмешательства и постановки семьи в СОП.

-Какую работу вы ведете с учениками выпускных классов, которые боятся  экзаменов и ЦТ?

Экзамены и ЦТ для учащихся выпускных классов являются достаточно серьезным испытанием на прочность. Основные направления в жизни старшеклассника - это устремленность в будущее, становление личности, выбор профессии. Данные понятия связаны с неизвестностью и ожиданием, размышлениями о возможных результатах. Выпускники находятся в ситуации напряжения, которое с течением времени постепенно нарастает, повышая уровень тревоги. Для того чтобы помочь учащимся в этот сложный период, проводятся групповые и индивидуальные занятия по психологической подготовке к экзаменам и ЦТ. Они включают в себя разнообразную тематику: работа со стрессовым напряжением, негативными установками,  обучение техникам релаксации и дыхания. В процессе усиленной учебной подготовки выпускникам необходимо заботиться о своем здоровье, поскольку повышаются нагрузки и организму необходим качественный отдых.

-Вы занимаетесь профориентацией?

Профориентация учащихся является одним из основных направлений в работе психолога. Старшеклассники гимназии обучаются в профильных классах, изучая некоторые предметы на более углубленном уровне. Такая система работы дает возможность качественно подготовить выпускников к ЦТ. Но для того, чтобы помочь выбрать профиль обучения, существует множество диагностик по профориентации, многие находятся в банке данных психолога и активно используются. Для более полноценной работы в этом направлении используется компьютерная программа "Профиль 2", которая дает возможность обработать диагностику быстро и получить результаты через несколько минут. С целью более глубокой работы в профориентационном направлении разработан пакет индивидуальных консультаций, во время которых проходит  глубокая работа, учитывающая индивидуальную траекторию личности учащегося.

-Почему люди избегают обращения к психологу?    

Люди предпочитают самостоятельно решать проблемы, порой боясь довериться чужому человеку, думая: "Ну чем же мне этот психолог может помочь, ведь я сам для себя лучший психолог?". Чаще всего человек может оказать себе помощь самостоятельно, если в нем есть внутренний потенциал и умение рассчитывать на собственные силы. Но, какой бы самодостаточной ни была личность, в жизни может наступить такой период, когда просто не остается никаких сил на решение ситуации и человек долгое время ходит по кругу. Не всегда даже близкие люди могут помочь в сложившихся обстоятельствах, и для исключения более серьезных проблем необходимо вовремя обратиться к специалисту. Психолог рассматривает ситуацию совершенно с иной стороны, предлагая глубокую работу с личностью. Для этого необходимо иметь смелость и желание что-либо изменить, но проще всего жить по привычному сценарию и продолжать обвинять окружающих в своих проблемах.

-Насколько психолог может оказать действенную помощь в решении проблемных ситуаций?

При взаимодействии психолога с клиентом очень важен положительный личностный контакт. Специалист помогает  раскрыться, работая с тревожностью, ограничениями и сопротивлением клиента. Можно помочь только в том случае, если клиент хотя бы немного мотивирован на работу, пробует взаимодействовать со специалистом и доверять ему. Иногда психолог становится единственной опорой для  человека, который не умеет опираться на себя, растерян и подавлен. Работа идет кропотливо и длительно, быстрых результатов практически не бывает, поскольку изменение личности требует времени и упорства. В моей практике было много случаев, когда длительная индивидуальная  работа приносила пользу и глубинные изменения, ведущие к более качественному и осознанному восприятию действительности.

-Посоветуйте родителям, что делать, если ребенок категорически не хочет учиться. Или не хочет ходить в школу. Вплоть до слез и болезней...

Причины данных ситуаций могут быть разными. Многое зависит от возрастного периода, в котором находится ребенок. Конечно же, школьная успеваемость предполагает приложение определенных усилий со стороны учащегося, формируя в нем терпение, усидчивость, волю. Но не всегда это происходит легко, возможно, ребенок не привык преодолевать трудности самостоятельно, постоянно просит о помощи, уходит от ответственности. Если родители наблюдают открытую манипуляцию со стороны ребенка, то необходимо сказать ему об этом, объяснить, что только с помощью труда можно достичь какой-то цели. Родителям можно "подключиться" к эмоциональному фону ребенка, поговорить о трудностях, дать безоценочную поддержку и принятие. Быть рядом, но не перекладывать всю ответственность за уроки на себя. Если же учащийся категорически не хочет идти в школу, то необходимо обязательно разобраться, возможно, есть определенные серьезные причины возникших обстоятельств. Ребенку просто необходимо знать о том, что он может всегда обратиться к родителям, прийти к ним с волнующими вопросами, знать о том, что его примут в любой ситуации и в любом состоянии. Тогда и обучение будет проходить в более мягкой форме, не неся в себе неприятных последствий.

-В чем может быть причина неуспеваемости умного и развитого ребенка: мозговые дисфункции, поведенческие нарушения, ошибки воспитания?

Причиной неуспеваемости учащихся могут быть разнообразные факторы: генетические данные, физиологическое развитие, педагогическая запущенность, отсутствие мотивации, различного рода зависимости (очень актуальной является компьютерная зависимость). Успеваемость ребенка в школе зависит не только от работы педагогов, но и от непосредственного участия родителей в жизни ребенка. Очень важно вовремя определить причину неуспеваемости, и если в ней не замешана физиология, можно ежедневным трудом изменить ситуацию. Конечно же, все мы хотим получить быстрый результат и волшебную таблетку для позитивных изменений, но, зачастую, успех кроется в терпении, работе, вере в своего ребенка, желании ему помочь, услышать его и вовремя оказаться рядом. Возможно,  отстающие в учебе дети стремятся таким способом добиться внимания и любви от родителей, заставляя их вспомнить о своем существовании даже через негативные проявления.

Г. А. Капецкая

Статья опубликована в газете "Ранак+" от 15.07.2018 г.