A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Л.П. Лучина окончила Гомельское швейное училище, Витебский индустриально-педагогический техникум, филологический факультет Мозырского  педагогического института. Работала  в школах  №№4, 9, 11. В гимназии преподаёт предмет обслуживающий труд с 1998 года. Отличник Образования Республики Беларусь, учитель высшей квалификационной категории. Является тренером областной команды по подготовке к республиканской олимпиаде. Её ученицы неоднократно становились дипломантами олимпиад и разных творческих конкурсов. Педагогическое  кредо: «Современные технологии + творческая деятельность + сотрудничество» – это формула успешности ученика!»

-Людмила Петровна, почему, имея несомненный талант модельера, Вы посвятили себя работе  в школе?

Я не думаю, что я талантливый модельер. Скорее, творческий человек. К сожалению,  мои родители не отнеслись к моим способностям с пониманием. И мой путь к воплощению моей мечты не получил одобрения, и оказался слишком тернистым.Думаю, это не я посвятила себя работе в школе. Это судьба решила за меня. Если честно, я до сих пор не понимаю, почему я в школе. Может это карма. Хотя в моем роду было много учителей: дедушка после возвращения с фронта работал учителем начальной школы, тётя - учителем математики, дядя - английского языка,  брат - информатики. Педагогический институт заканчивала, потому, что требовалось высшее образование для плановой отчётности школы. Я закончила филфак ради диплома, но не жалею об этом. Знания языка и литературы мне всегда помогали в работе и пионерской вожатой, и в работе  учителя обслуживающего труда.

-Одной из задач предмета «обслуживающий труд» является воспитание ценностного отношения к национальным традициям. Как Вы реализуете эту задачу?

Стоит открыть учебник 5 класса в конце раздела основы приготовления пищи, и можно удивляться бесконечно, сколько надо знать маленьким школярам. Волога, закрасы, присмаки, приварки... дети не могут запомнить никакими способами, ни методами. Родителям не понятно, зачем это надо. Слишком много информации для одного часа в неделю по трудовому обучению.  Из-за отсутствия кабинетов для приготовления пищи в школах нет достойной  практической подготовки девочек, а дома родители не всегда доверяют дочкам плиту. Вот и изловчается учитель любыми методами ознакомить учениц с тонкостями кулинарии. И здесь важна позиция родителей. Впрочем,  в семье, где родители думают не только о ежеминутной занятости детей, но и об их подготовке к самостоятельной жизни, отношение и к предмету обслуживающего труда адекватное. К сожалению, часть родителей понятие трудового воспитания детей игнорируют, как в школе, так и дома. Радуют олимпиадники. Благодаря им трудовое обучение узнаваемый предмет по результатам. Но, отвечая на вопрос о традициях, олимпиадники   5-6 лет назад не только теоретически знали, что такое "мачанка", пелюхи, узвар,  чем отличаются сковородник от сочней и блинов, но и практически умели приготовить такие белорусские блюда. Сейчас девочки больше владеют знаниями теоретическими.

-Как Вы подходите к изучению темы «Белорусская национальная кухня»?

Не смотря на отсутствие кабинета кулинарии, ученицы знают, любят и многие умеют готовить и драники, и колдуны, и холодник. Есть у нас традиция в конце учебного года на предметной неделе мы проводим  кулинарную выставку-дегустацию-продажу  в параллелях 6,7,8, классов. В приоритете белорусская кухня. Всегда  полный аншлаг. Настоящий праздник! В этом учебном году моя ученица Даниленко Анастасия стала обладательницей Диплома IIстепени в республиканском конкурсе "Калядная зорка". Ее коллекция  сувенирных закладок выполнена в белорусских традициях. На снимке коллекция на заднем плане в коричневом оформлении. Фото из выставочного зала национального центра детей и молодежи.

-Материально-техническая база позволяет Вам в полной мере выполнить все требования программы?

Как я уже сказала, кулинарного кабинета в гимназии нет. Современные требования к таким кабинетам достаточно высоки, и на это есть причины. К сожалению, нет возможности выполнить все эти требования. Поэтому практическую часть по основам приготовления пищи ученицам предлагаю выполнять в виде творческих заданий. В классе обсуждается задание, дома девочки с разрешения родителей их выполняют и приносят записку, а порой и хвалебные отзывы в адрес своих детей от родителей о результатах дегустации, сервировки стола, вкусовых качествах приготовленных блюд.  В классе обсуждаем технологию проделанной работы, что удалось, что нет, как избежать возникших проблем в дальнейшем. Как правило, девочки охотно выполняют такие творческие задания, приносят фото сервировки стола и подготовки к дегустации. В практике был интересный случай. Ученица принесла записку на английском языке, написанную взрослым подчерком. Оказалось, гостю-англичанину повезло присутствовать на домашней дегустации, и отведать белорусских драников со сметаной, и узвара. Гость  был в восторге,  и сожалел о том, что в их школах такой практики нет. Конечно, такая форма практическую работу в команде в школе не заменит, но, как альтернатива, выручает.

 - Ваши ученицы постоянно добиваются успехов на олимпиадах и престижных конкурсах. Цена успеха – огромный труд и перегрузка и учителя, и учениц. Оно того стоит?

Пока думала над ответом на этот  вопрос, поняла, почему я до сих пор в школе. Именно ради них, ради своих олимпиадниц. С 2005 года 10 победителей республиканского этапа, это только наших гимназисток, и плюс команда Гомельской области. Разные мотивы и пути к успеху у этих девушек. Разные судьбы. Но все они, уже навсегда родные дети. С большинством из них постоянная связь. Звонки, встречи. Самая первая из них, Катюша Красиченко,  сейчас инженер-энергетик в Гродно. Когда-то она предпочла олимпиаду по трудовому обучению, хотя отличилась бы в математической дисциплине, ради меня, своего учителя.  Вот вам и ответ на вопрос. Это дорогого стоит.

-В этом году издан новый учебник для 5 класса. Он лучше предыдущего?

Каждый новый учебник требует досконального  изучения вначале учителем. К сожалению, учебник появился в школе в конце второй четверти. Перед поездкой на областной этап олимпиады 9-11 классов мы с ученицами бегло просмотрели, восхитились оформлением, удивились новшествам, количеству новой информации и мечтали о том, чтобы в тестовых вопросах не было ориентира на новый учебник. Успеть и изучить весь материал, и запомнить,  не было времени. Все обошлось. Все шесть участниц районной команды вернулись с дипломами. 19 апреля прошел областной этап олимпиад в 5-6 и 7-8 классах. Девочкам пришлось нелегко. Большинство вопросов по новому учебнику, а у шестиклассниц явно не хватило времени ознакомиться с новым учебником 5  класса.

Учебник содержательный, хорошо оформленный, много новой, интересной информации. Но сложилось впечатление, что  на написание учебника было отведено мало времени. Нет ощущения, что он прошел апробацию. Скорее, сроки написания были короткие, хотелось вместить всего побольше, внести изменения по отношению к предыдущему изданию. И все же, чтобы дать объективную оценку, надо немного поработать по нему. Например, мое первое впечатление о наличии большого количества схем и таблиц - хорошо, не надо тратить время на уроке, все готово. Но так ученицы совсем разучатся думать, выделять главное, анализировать, самостоятельно  составлять схемы и таблицы. Сложно будет и им, и учителям-предметникам в старших классах. Я лично знакома и с авторами, и с рецензентом учебника. Грамотные, профессиональные и компетентные специалисты.  Написать учебник - это колоссальный труд. Спасибо коллегам за то, что они берутся за это и делают!

-Как Вы считаете, на каком уровне находится нынче методическое сопровождение образовательного процесса по учебному предмету «Трудовое обучение»?

Уже в августе 2017-2018 года почувствовались изменения в методическом сопровождении образовательного процесса по учебному предмету «Трудовое обучение». Произошли изменения в Программе. Некоторые разделы упрощены, чему рады и ученицы, и учителя. Особенно это касается раздела "Основы приготовления пищи" в 7 классе. Согласитесь, одолеть в 13-14 лет за 8 занятий технологию первичной и тепловой обработки овощей, мяса, рыбы, технологию приготовления блюд из этих продуктов, технологию приготовления первых блюд, способы подачи и сервировки, белорусскую кухню - не реальные задачи! С опозданием, но появился учебник для 5 класса, очень рассчитываем на издание учебника для 8 класса и учебно-методическое пособие для учителя.И все же, хочется вспомнить добрым словом старые, советские программы. А ведь хорошо мы готовили по ним поколение современных родителей наших учеников! Настоящая подготовка к семейной жизни, самообслуживанию, что и диктует само название предмета. На мой взгляд, стоит вернуть нашему предмету название "Технология", которое изменили в прошлом десятилетии. Все же "Обслуживающий труд"  на современном этапе больше знакомит учащихся с современными технологиями, нежели учит самообслуживанию. Хочу обратиться к родителям выпускников начальной школы. Предмет "Трудовое обучение" в 5-9 классах, в отличие от начальных классов, очень непростой, технологичный и оцениваемый поурочно. В программе по трудовому обучению заложены основы рисования, черчения, технологии. Детям предстоит решать творческие задачи графического, технологического и конструкторского  содержания. По сути, на нашем предмете ученики знакомятся с различными технологиями, что поможет им с определением направления будущей деятельности.  В связи с этим, есть смысл заглянуть вместе с детьми в библиотеку, полистать для ознакомления учебники по трудовому обучению, и настроиться на серьезную работу по предмету.

-Как Вы считаете, в наше время профессия учителя  теряет свой престиж?

Сегодня могу утвердительно сказать, что профессия учителя не теряет свой престиж. Скорее, наступил период, когда в профессию больше идут осмысленно. Как тренер областной команды Гомельской области по обслуживающему труду, я часто встречаюсь с коллегами из других областей, преподавателями университетов по нашему профилю, и вижу,  и общаюсь с людьми, кому смело можно доверить образование детей. Мои коллеги открыто говорят, что им нравится их профессия. Кстати, я убеждаю своих учениц, а участниц олимпиад  в особенности, поступать в педагогический институт. Из них получатся отличные учителя. Да и пора учительскую среду пополнять одержимыми, одаренными, смелыми и решительными молодыми педагогами, которые поднимут престиж своей профессии на должную высоту.

-Есть ли среди Ваших учениц модельеры и учителя обслуживающего труда?

Среди моих учениц много модельеров, врачей, инженеров,  есть программисты, военные и, конечно, учителя. В прошлом году сразу две выпускницы-победители республиканского этапа олимпиады по обслуживающему труду из областной команды остались верными предмету и сейчас они лучшие в группе студентки  Мозырского Государственного Университета имени И. П. Шамякина.

-Что бы Вы посоветовали  юным девушкам, которые избрали профессию учителя трудового обучения?

Во-первых, девушки,  участвуйте в олимпиадах, научно-исследовательских или практических конференциях, всевозможных конкурсах. Это невероятно развивает, закаляет, адаптирует к будущей студенческой жизни, готовит к профессии. Победители заключительного этапа республиканской олимпиады по трудовому обучению зачисляются в вуз по профилю без вступительных испытаний и на бюджетной основе, с предоставлением общежития. Интересуйтесь заранее предлагаемыми специальностями (труд-рисование, труд-предпринимательство и др.). Занимайтесь спортом, т.к. трудовики - самые выносливые люди. Учитесь рисовать, подружитесь с математикой. Поможет вам в будущей профессии знания по биологии, химии, физике. Много работайте самостоятельно, и задавайте своим учителям как можно больше вопросов, чтобы устранить пробелы в своих знаниях. Создавайте совместные проекты, где можно и творчество проявить, и мастерство педагога перенять. Будьте успешными!

Г. А. Капецкая

Опубликовано в газете «Ранак+» 08.11.2018г.