A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Надежда Степановна Чернецкая окончила Лоевское педагогическое училище, затем Мозырский пединститут. Начинала работу пионервожатой в Речицком районе, потом работала учителем начальных классов в Светлогорских СШ №1, 11. В гимназии с 1991 года.
– Один из секретов Вашего успеха – организация совместной работы учеников и родителей. Как Вы этого добиваетесь?
– Мне очень в этом помогает Клуб выходного дня для родителей и учащихся «Подари другому радость». Его предназначение – не просто развлекательные мероприятия, но создание сплоченного «треугольника»: ученик, родитель, учитель в учебно-воспитательном процессе в целом. В совместном творчестве совершенствуем систему сотрудничества, которое и дает затем замечательные «плоды» в виде успехов моих учеников.
– Я знаю, что в издательстве «Белый Ветер» вышли две ваши книги. Работаете ли вы сейчас над третьей книгой?
– В обеих книгах «Подари другому радость» (о Клубе выходного дня) и «Дидактические игры в первом классе» отражены мои наработки по этим темам. В них изложен мой собственный опыт работы, нигде не позаимствованный, не переписанный из чужих статей или книг. Эти книги для меня как дети: какие есть, но мои. Еще меня очень интересует методика дифференцированного обучения, т.е. такая его организация работы, чтобы заниматься индивидуально с каждым гимназистом и добиться хорошего результата независимо от способностей ребенка. В четвертом классе, как правило, у меня слабых учеников нет, все достигают должного уровня. Получится ли новая книга на эту тему, пока не знаю.
– Что Вам мешает в работе учителя?
– Чрезмерный контроль моей работы. Когда я одна на уроке, то я как птица в свободном полете: чувствую себя творцом, изменяю план урока так, как в данный момент на данном уроке требует сложившаяся ситуация. Ведь план урока – не догма, главное – результат, чтобы дети усвоили учебный материал и, образно говоря, «отправились в полет» вместе со мной. Когда же кто-то присутствует на уроке я чувствую себя «птицей в клетке», тут уже не до «полета», надо соблюдать все нормы и правила, дабы не получить замечаний и нареканий в свой адрес.
– Что Вам помогает в работе учителя?
– Общение на педагогические темы с моими коллегами. У нас в гимназии много грамотных толковых учителей, хорошо знающих и любящих свое дело.
– Вы мать троих детей, которые уже состоялись как личности и стали достойными гражданами нашей страны. Помогал ли Вам материнский опыт воспитания детей в работе учителя?
– Безусловно. Во-первых, я научилась относиться к каждому своему ученику так, как мне бы хотелось, чтобы учителя относились к моим собственным детям. Во-вторых, все трое моих деток очень разные, и это дало мне возможность глубже постигнуть психологию каждого моего ученика. В-третьих, хоть я всегда любила детей, но, как отметила одна из моих коллег: «Настоящим учителем становишься тогда, когда «окончишь школу» вместе со своим ребенком». Таким образом, я уже «окончила школу» три раза, и теперь снова «учусь» в третьем классе
со своей внученькой Настенькой.
– Дисциплина на уроке – одно из условий получения прочных знаний. Как Вам удаётся найти правильную линию поведения в данном вопросе?
– Как отозвалась одна из проверяющих: «Я не знаю, чем она «держит» детей». Честно говоря, я тоже не знаю, как это получается, но через месяц после того, как набираю первый класс они у меня ведут себя так, как мне того хочется.
– Мне не раз приходилось наблюдать: кто-то кричит, но его не слышат. Вы никогда не повышаете голос, но Вас слышат все. Что же надо делать, чтобы тебя услышали?
– Не повышать голос.
– Когда ученики были лучше: раньше или теперь?
– Говорят, что сейчас стало труднее, но я этого не нахожу. Для меня дети всегда одинаковы.
– Когда было легче работать с родителями: в то время, когда вы начинали свою карьеру педагога, или сейчас?
– Сейчас мне легче. Возможно, потому, что больше опыта. Когда я начинала работать, то родители моих учеников были по возрасту как моя мама, а сейчас уже я сама как мама по возрасту по отношению к родителям моих учеников.
– Если бы не учителем начальных классов, то кем бы Вы стали?
– Учителем начальных классов. Правда, я так люблю математику, что готова её преподавать 24 часа в сутки, так что, возможно, преподавала бы математику или немецкий язык. Но вне профессии учителя себя не мыслю.
Галина Капецкая, учитель гимназии.