A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

    Кристина Геннадьевна Апрышко  окончила Гомельский государственный университет им.Франциска Скорины. Педагогическую карьеру начинала в учреждении "Специальный ясли-сад 17 г. Светлогорска", потом перешла в ГУО "Средняя школа 3 г.Светлогорска".  В гимназии работает с 01.09.2022 года. Педагогическое кредо: находить, видеть в детях их положительные качества и опираться на них.  В 2021/2022 учебном году на олимпиаде по педагогике и психологии, которую проводил Гомельский государственный университет, ученики Кристины Геннадьевны получили Диплом II  за теоретический этап, Диплом III  в общекомандном зачёте. К.Г. Апрышко получила благодарность.

- Почему вы избрали для себя профессию психолога?

Возможно, это кого – то удивит, но я очень любила учиться и до сих пор с теплом и трепетом отношусь к своей родной школе №9 г. Светлогорска, которая мне очень много дала. На психолога я решила пойти учиться по примеру педагога – психолога  Синькевич Татьяны Алексеевны. Такие яркие и живые эмоции вызывала  и  до сих пор вызывает Татьяна Алексеевна, что (честно) мне захотелось обладать такими же личностными качествами.

-Что является самым сложным в Вашей работе?

В этом году я пришла работать в гимназию, поэтому приходится заново выстраивать систему своей работы, знакомиться с новым людьми. И еще трудности в работе  связаны с большим потоком информации и  объемом документации.

-Какие первостепенные задачи вы ставите перед собой?

Я думаю, главная моя задача – найти подход к ребенку, установить контакт, расположить его к себе. Так как если ребенок не будет доверять психологу, то и контакта с ним не получится,   построения дальнейшей работы не будет и я не смогу оказать необходимую помощь. Также я стараюсь создать условия, при которых ребенок пробует разбираться в себе, начинает понимать себя, обнаруживает ресурсы для своего развития и самостоятельно принимает верное решение.

-Как дети воспринимают школьного психолога? Они обращаются к вам со своими проблемами?

Учащиеся воспринимают школьного педагога-психолога по-разному. Но, если сначала дети приходят, не зная, что им ожидать, то потом, во время следующей встречи, охотно идут на контакт. Дети очень эмоционально восприимчивы, реагируют на мимику, жесты, интонацию. Они чувствуют, проявляешь  ли ты к ним искренний интерес и  желание выслушать или это «просто работа». Для детей очень важно и ценно внимание взрослых, которого порой не хватает.

-Что делать, если ребенок категорически не хочет учиться. Или не хочет ходить в школу?

Однозначного ответа, на мой взгляд, нет. Необходимо рассматривать ситуацию с разных ракурсов, в системе взаимоотношений учащийся – законный представитель (родитель) – педагог. Причины могут скрываться в личностных качествах учащегося (особенности нервной системы, страх неуспешности, трудности самоорганизации, низкий уровень ответственности, смещение ориентиров  и обычная лень). Проблемы могут быть в семейном воспитании, и, конечно же, в отношении самих законных представителей (родителей) к образовательному процессу, так как несовершеннолетние во многом подражают модели поведения родителей. Если в семье родители, например, любят читать, то любовь к чтению будет проще привить такому ребенку. Во взаимоотношениях с педагогом также важно, чтобы установились уважительные отношения и взаимопонимание. Легендарный Шалва Амонашвили, основоположник гуманно-личностного подхода в педагогике, до седьмого класса  был круглым двоечником, а школу окончил с золотой медалью. Его отношение к учёбе изменила новая учительница по грузинскому языку, которая относилась к детям с интересом и уважением.

-Какую работу вы ведете с учениками выпускных классов, которые боятся  экзаменов и ЦТ и ЦЭ?

Обычно психологическая поддержка учащихся в ходе подготовки к экзаменам осуществляется через проведение занятий с элементами тренинга с выпускниками и рекомендации законным представителям и педагогам. С учащимися IX, XI классов проводятся групповые занятия на тему «Способы снижения психоэмоционального напряжения и тревожности», «Как готовиться к экзаменам», «Как научиться сдавать экзамены», что помогает выпускникам самоорганизоваться в период подготовки к экзаменам. Но особенностью этого учебного года станет переход на новую систему аттестации учащихся девятых  и  одиннадцатых  классов. Девятиклассники будут сдавать четыре выпускных экзамена: изложения по русскому и белорусскому языкам, математику в письменной форме, историю Беларуси — в устной. Для выпускников одиннадцатых классов будут проводиться централизованные экзамены по русскому или белорусскому языкам (на выбор) и ,возможно, по математике. Поэтому особое внимание следует уделить учащимся выпускных классов, так как с нововведением они столкнутся впервые. Скорее всего, уровень психоэмоционального напряжения и тревожности у них будет высокий.

-В чем может быть причина неуспеваемости умного и развитого ребенка?

Причины неуспеваемости умного и развитого ребенка могут быть разными. Одной из таких причин, на мой взгляд, часто встречающейся в наше время, может быть «нарушение социализации». Дети знают, что хотят, но не знают своих обязанностей, зоны своей ответственности, «не видят границ». Наиболее часто это встречается, когда ребенок воспитывается по принципу «кумир» семьи. Ребенок вызывает общее восхищение домашних, как бы он ни вел себя. Обращаются к нему, главным образом, нежным тоном. Любое, даже самое нелицеприятное поведение  ребенка не воспринимается родителями всерьез. Ребенка ни за что не наказывают, любые его прихоти исполняются. Любые попытки родственников, знакомых или педагогов дать понять, что  такое воспитание ошибочно, встречают  недоумение: «Мы любим своего ребенка  и хотим, чтобы у него было счастливое детство!» Жизнь семьи как бы целиком посвящена ребенку.  Он находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Такой  ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным, эгоистичным, лишь потребляя и не желая отдавать взамен. Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках самообслуживания: он не способен сам умыться, одеться и т.д. Такому ребенку трудно адаптироваться к  требованиям учреждений образования, а впоследствии возникают трудности в построении семейных взаимоотношений.  Кроме того, постоянное несоответствие окружающего мира его ожиданиям приносит ему настоящий дискомфорт, в котором он пребывает большую часть времени, а значит, не чувствует себя счастливым. С возрастом требования все больше и больше возрастают и, соответственно, состояние ребенка и его адаптация больше страдают. Ребенок растет в тепличных условиях, и  родители оберегают его от всех возможных  трудностей, как драгоценный цветок. Внешний мир представляется недоброжелательным и не подходящим для его индивидуальности.  Когда приходят в учреждение образования «кумиры» семьи, они часто бывают неприятно удивлены уровнем требований. И даже при наличии хороших  интеллектуальных способностей зачастую отстают по успеваемости от одноклассников из-за того, что не умеют самостоятельно организовать свою деятельность. Кроме того, они очень тяжело переносят  любые неудачи — в учебе, в  спорте, в отношениях с другими  людьми. Их амбиции обычно серьезно превышают их возможности. Разочарования оказываются чрезвычайно болезненными. При этом чаще всего «кумира» семьи  характеризует так называемый внешний  локус контроля: любой успех воспринимается как свой, а в неудачах обвиняются окружающие, невезение, случайность  и т.д.

 Таким образом, такой тип воспитания приводит к довольно серьезным проблемам у ребенка в будущем. Не каждый ребенок находит в себе силы принять  мир и, главное, самого себя таким, какой  он есть.

-Можно ли  выделить группу проблем, характерных для нашего с вами времени, проблем, с которыми раньше не обращались к психологу?

Для нашего с вами времени очень характерны проблемы одиночества, в том числе детского одиночества. Ребенок может быть очень хорошо обеспечен, жить в прекрасных материально – бытовых  условиях, но при этом чувствовать себя одиноким и непонятым, неуслышанным, не принятым в той степени, которая необходима для ощущения безусловного принятия и безусловной любви. Родители всегда заняты своими «взрослыми делами», одному выходить гулять нельзя, приводить в дом друзей категорически запрещено. Даже если в подобной семье ребенок чувствует, что родители ничем не заняты, и подходит к ним с какой – нибудь  просьбой, то может тут же услышать в ответ: «мне сейчас не до тебя», «почему ты сам/а не можешь чем-нибудь себя занять?», «не мешайся под ногами» и т.д. Вы задумывались над тем,  что чувствует ребенок в подобных ситуациях? Да. Совершенно верно. Ненужность, отвергаемость. Именно эти два чувства являются истоками зарождающегося одиночества. Ребенок со временем утрачивает эмоциональную связь с семьёй, а к подростковому возрасту перестаёт чувствовать себя частью этой семьи. А семья - это часть окружающего мира, основа всего для ребенка. Именно от восприятия и принятия ребенка в семье зависит его дальнейшее восприятие окружающего мира и построение взаимоотношений.  В пример можно привести историю Уэлча Джона Фрэнсиса. Это  самый успешный топ-менеджер ХХ века, председатель правления «General Electric», который за время своего пребывания в компании вывел ее в лидеры мирового бизнеса. Именно мать взращивала в Джеке уверенность, повышала его самооценку. Мальчика обижали в школе, так как он заикался. Но она смогла внушить ему, что это от быстроты его мышления –  мол, язык не поспевает за скоростью мыслей. Она же убедила Джека, что все в этой жизни зависит лишь от его желания, можно стать кем хочешь, главное - взяться за дело как следует. Став взрослым, каждый раз сталкиваясь с проблемой, он вспоминал слова матери, и это мотивировало его не сдаваться, идти к своей цели и мечте.

Так что же делать родителям, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким? Проводить время со своими детьми: играть с ними в настольные игры, гулять на природе, читать сказки на ночь и - самое главное и важное для детей любого возраста - просто разговаривать! Общайтесь с  ребенком, чтобы он захотел подойти к вам и рассказать, поделиться своими эмоциями, впечатлениями, возможно, сложными ситуациями, в которых ему нужна помощь.

-Многие  педагоги говорят, что в нынешние времена с родителями учащихся сложнее работать, чем с самими учениками. Оказываете ли вы помощь коллегам в налаживании рабочих отношений с родителями учащихся?

Конечно. Мой опыт взаимодействия с родителями учащихся показывает, что законные представители учащихся испытывают трудности в общении с собственными детьми. Порой это приводит к конфликтным ситуациям, с которыми лучше обратиться к специалисту. Я приглашаю законных представителей учащихся, предоставляю индивидуальные консультации и рекомендации по результатам диагностики их детей. Педагогам подготавливаю рекомендации по конструктивному взаимодействию с учащимися и провожу консультации для них.

-Что вы хотите пожелать коллегам накануне профессионального праздника – Дня учителя?

Уважаемые педагоги! У вас такой непростой, но такой важный и нужный труд. Вы не только даете знания, умения учащимся, но и воспитываете, оказываете поддержку, понимание и помощь своим ребятам, прилагая кропотливый труд, силы и энергию. Огромных вам успехов, талантливых и благодарных учащихся, искреннего уважения. Счастья и поддержки от близких и родных людей.  И пусть всегда остается светлой – душа и горячим – сердце!

 Галина Капецкая