A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

С.М. Поплавская окончила УО Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина в 2009 году. Начала свою педагогическую карьеру в этом же году в гимназии г. Светлогорска. Учитель первой квалификационной категории. Педагогическое кредо: «Учитель – человек, который может сделать трудные вещи лёгкими». В свободное время любит читать, путешествовать и просто проводить время со своей семьей. Вместе с дочкой занимается алмазной мозаикой.

-Светлана Михайловна, как Вы пришли в профессию учителя? В наше время это весьма непростое решение.

В моей семье нет педагогов. Я  - единственная. Можно сказать, что профессия выбрала меня, а не я ее. С детства мне нравились английский язык и информатика. Я всегда мечтала о специальности, связанной с ними. И, когда открылся набор в университет по специальности «Английский язык. Информатика», я поступила. Осознание того, что я буду учителем пришло намного позже, когда я впервые начала вести уроки в качестве практикантки в гимназии.  А влюбленность в профессию появилась только тогда, когда я начала работать в качестве учителя и классного руководителя.

-Помогает ли Вам знание английского языка в жизни?

Английский язык все больше и больше заполняет языковое пространство, вытесняя многие русские слова из обихода, поэтому знание языка дает только преимущества. Знание языка может понадобиться абсолютно любому. Как мама могу сказать, что необходимо проверить или помочь ребенку выполнить домашнее задание по предмету. Кроме того, все любят путешествовать. Конечно, русскоговорящий персонал существует в гостиницах многих стран, но далеко не у всех. Согласитесь, тяжело что-то узнать, спросить или купить, не зная языка. Я с легкостью могу прочитать незнакомый текст, или какую-либо инструкцию, пообщаться с иностранцами, прочитать книгу на английском языке и помочь своей дочери с домашним заданием.

-Какими профессиональными качествами, по Вашему мнению, должен обладать учитель английского языка?

По Далю, «Учитель сам должен быть тем, кем он хочет сделать ученика”. Это понятие включает в себя многое  от наличия профессиональных педагогических навыков до умения показывать все на личном примере. Ребята должны видеть пред собой пример для подражания: пример профессионала на работе, который может адаптироваться к современному миру, поддерживающий и принимающий ученика таким, какой он есть, умеющий ценить и наслаждаться жизнью и учить этому ребят.

-Можно ли выучить иностранный язык самостоятельно?

Кажется, в современном обществе возможно все. Особенно, если использовать пространство интернета. Здесь есть и самоучители, и упражнения, и различные тексты для чтения и аудирования. Но в любой бочке с медом есть ложка дегтя: ничто не заменит живое общение (нашу монологическую и диалогическую речь). К тому же очень тяжело выстроить для себя учебную программу, подходящую именно для вас. В интернете можно найти ответ практически на любой вопрос, но сколько же времени на это нужно потратить?! К тому же, кто может проконтролировать вас? Ни один компьютер и ни одна мультимедийная программа не смогут помочь вам так, как учитель.

-Как Вы считаете, есть ли  такое понятие как «способности к языкам» или правы те, кто последнее время рекламирует курсы иностранных языков и свои книги под девизом «вас плохо учили»?

Понятие «способности к иностранным»  языкам включает в себя многое: хорошую память, фонематический слух, имитационные навыки, восприятие, воображение и т.д. Хорошо, когда все это заложено в ребенке на генном уровне, как говорится, развито «языковое чутье». Развитие же этих способностей требует больших усилий. В первую очередь для того, чтобы выучить любой иностранный язык, нужна хорошая память. У многих есть проблема с запоминанием иностранных слов. Существует много методик, подсказывающих как развить память. И только от вас зависит, сколько времени и сил вы готовы потратить для этого. Мотивация – наибольший толчок к изучению иностранного языка. Если вы будете понимать, какую роль играет он в вашей жизни, вы будете понимать, какой уровень владения нужен вам.

-Какие трудности в преподавании английского языка существуют в современной школе?

Разные этапы – разные проблемы. Например, проблема раннего обучения: подбор таких методик и средств обучения, которые были бы интересны для учащихся, могли удерживать их внимание. Для любого этапа – постоянный поиск чего-то нового, связанного с интересами современного поколения. В итоге, учитель должен постоянно дополнять, обновлять, искать материал, чтобы дать качественные знания учащимся. И, конечно же, для владения языком нужна практика.

-Существует мнение, что у учителя нет времени на воспитание собственных детей. Так ли это?

Можно сказать и так. Ты не можешь прийти на урок, открыть книгу и просто провести его. Необходимо все распланировать, придумать интересные задания, найти какое-то видео, способствующее лучшему пониманию или введению в аутентичную обстановку. На все надо время. Да и работу по дому никто не отменял. В любом случае собственный ребенок должен стоять на первом месте, поэтому я стараюсь везде успеть.

-К конкурсу классных руководителей Вы подготовили презентацию  с песней, в которой есть слова: «Не волнуйтесь, деточки мои. Я ведь рядом, деточки мои». Это Ваше кредо классного руководителя?

А почему бы и нет?  Оно само вытекло из моей работы в качестве классного руководителя. Я всегда и везде с ними. Вместе мы участвуем в чем-либо, переживаем трудности подросткового возраста, прививаем любовь к родному краю, учимся понимать себя и окружающих, проводим тематические классные часы, ездим на экскурсии и многое другое. И за это время, конечно же,  мы стали ближе друг к другу, роднее.

-Тяжело ли не просто передавать знания ученикам, но ещё и воспитывать их, прививать высокоморальные принципы и убеждения?

Это взаимно дополняемые параметры. Нельзя построить процесс обучения без воспитания и наоборот. Кроме того, в учебниках много проблемных ситуаций, касающихся проблемного возраста, гражданско-патриотического воспитания и т.д.

-Что бы Вы посоветовали родителям дошкольников: стоит ли начинать изучение иностранного языка в детском саду?

Учиться никогда не рано, и никогда не поздно. Дошколята быстрее запоминают иностранные слова. Очень хорошо, когда в саду появляется грамотный учитель, который         и будет вкладывать первоначальные знания в детей. Единственное, это должен быть профессионал своего дела с грамотным подходом, который обеспечит нужную базу для будущих школьников. Естественно, если вы хотите, чтобы ребенок свободно разговаривал на иностранном языке двух занятий в неделю мало. 

Г. А. Капецкая

Статья опубликована в газете "Ранак+" от 15.08.2018 г.